Последние интервью
Последние новости рубрики Культура и отдых
Культура и отдых

Анна Гор: "Нижний Новгород находится со столицей во взаимоотношениях дальнего пригорода"

04 мая 2010 15:33  [6189] Культура и отдых
Анна Гор

Анна Гор

НИА "Нижний Новгород" публикует полный текст интервью директора Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства Анны Гор для авторской программы Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга".

 

–Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Большинству людей кажется, что над ними так изощренно издеваются, а она посвятила этому большую часть своей жизни. У нас в гостях директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор.

Часто ли вам приходится сталкиваться с непониманием жителей города по отношению к объектам современного искусства?

–Часто приходится сталкиваться и с непониманием, и, к счастью, с пониманием. У нас уже давно есть своя публика, которая знает современное искусство, понимает его язык, умеет с ним обращаться и извлекает из этого кайф.

–Вам приходилось исполнять роль экскурсовода, искусствоведа, менеджера от искусства. Какая из этих ролей вам ближе и комфортнее всего?

–Между этими ролями нет никакого противоречия, это как бы ступень в развитии одного сюжета - сделать так, чтобы искусство встретилось со зрителем. В данном случае тот путь, который вы очертили, это развитие квалификации, поэтому, естественно, когда пройдешь все эти ступени, и станешь менеджером искусства, все это совмещается.

–Сейчас в моду входит новое увлечение - кладоискательство. Самый большой найденный в мире клад составлял $500 млн. А вы чем увлекаетесь? Кладоискательством?

–Кладоискательством я не увлекаюсь, хотя находить клад и участвовать в его находке мне приходилось. Во время ремонта Арсенала, о котором, наверное, знают наши зрители (во всяком случае, видели в Кремле эту большую стройку), мы проводили археологические раскопки. Археологи, которые работали в Кремле, прямо в Арсенале нашли клад монет XVI века - кубышку, керамический сосуд, который содержал около 6 000 копеек времен Ивана Грозного.

–Это большая ценность?

–Нет, это рядовая находка для археологов. Людям было свойственно накапливать деньги и куда-то их прятать - закопали и забыли на 500 лет.

–И все-таки об увлечениях.

–Мое увлечение - это моя работа, в первую очередь. Не грибы, не цветочки, не спорт точно. У меня есть дом, где мне тепло и уютно, и семья. Никаких специальных увлечений, кроме совершенно нормального увлечения взять книгу и почитать.

–Рубрика "Без купюр", короткие вопросы - короткие ответы. Ирина Хакамада написала один раз: "В нижегородцах есть отпечаток столичности, правда, откуда он берется, непонятно". Это комплимент или не очень?

–Я думаю, что это, скорее, комплимент. Откуда он берется, вполне понятно. 400 километров – не расстояние, мы очень близки к столице, мы находимся с ней во взаимоотношениях дальнего пригорода и, естественно, входим в какой-то столичный контекст. Поэтому, почему бы и не быть столичному налету.

–Существует мнение, что искусствоведами становятся люди, которые обделены талантом, и творить не могут. Поспорите?

–Да, поспорю, потому что талант искусствоведа и талант художника – это разные таланты. Бывает, правда, так, что переквалифицируются, но не так часто. На самом деле, это две стороны одной медали: наличие художников не отменяет необходимости в искусствоведах, и наоборот.

–Вы как-то признались, что готовите исключительно технологично. Своих близких, наверняка, серьезными блюдами не балуете? Макароны по-флотски готовите?

–Нет, макароны по-флотски я готовлю очень редко – у меня муж не очень их любит. А поскольку мне необходимо обеспечивать диетическое питание, то, естественно, каких-то сложно приготовленных и острых блюд я не делаю. Но стараюсь, чтобы этот процесс был, с одной стороны, полезным и питательным, с другой стороны, интересным, а с третьей – занимал как можно меньше времени.

–Архитектурный облик горда - одна из основных тем. Нешуточные страсти кипят в Санкт-Петербурге – там на правом берегу Невы планируется построить современное здание высотой более 400 метров. Скажите, это глоток свежего воздуха или каменные джунгли?

–Все зависит от того, насколько осмыслена политика в этой области, насколько она стратегически выверена. Портить уникальность Петербурга "Охта-центром", конечно, культурное преступление.

Появление в Париже района Иль-де-Франс, отнесенного от центра, который проглядывается из центра в смутной дымке... Он не давит, он очень интересен и, безусловно, является выдающимся градостроительным явлением. Это большое благо. Поэтому современная архитектура нужна, но только после того, как мы об этом хорошо подумаем.

–Действительно, многие города теряют свою индивидуальность. Посмотрим на Берлин, Лондон, Париж – там появляются большие небоскребы. Такие небоскребы, высотки не редкость уже и в Нижнем. Не лишаемся ли мы исторического наследия?

–По большей степени лишаемся. Я могу сказать, что уже лишились, к сожалению. Такие здания могут и должны быть. Современные технологии не случайно привели к этому. Это решает целый ряд экономических, содержательных практических городских задач. А вот задач символического плана: сохранения старого уклада, того, что привлекает горожан, создает дух места, – об этом тоже нужно думать. Высотки строить нужно, но не в центре. Тогда, кстати, сформируется новый центр. Это тоже очень важно.

–Что касается Нижнего Новгорода, насколько я знаю, вы имеете отношение к архитектурному рейтингу Нижнего Новгорода. Экспертами раз в два года определяются лучшие здания. Скажите, по-вашему, как часто мнение экспертов совпадает с мнением жителей?

–Дело вот в чем: эксперты выбирают разные постройки, но в пределах определенного пула, в данном случае, зданий. А этот пул совпадает и у жителей, и у экспертов. А кто окажется на первом или на третьем месте, это не так уж важно – здесь могут быть расхождения. Но в определении массива удач, целого собрания удач, эти мнения, преимущественно, совпадают.

–С точки зрения архитектурного облика Нижний для вас – это город, где проблемная архитектурная застройка, или город, где проблем не так много по сравнению с другими городами страны?

–Нижний в течение десятилетий с середины 90-х годов был определенным лидером, архитектурной столицей России – так говорили специалисты. Тогда, конечно, был самый лучший пример в масштабах страны. К сожалению, мы это лидерство сейчас теряем, просто на глазах теряем.

–Рубрика "На острие", самые острые вопросы нижегородцев. Александр, Сормовский район: "Вам не кажется, что культура начинается не с галерей и не с музеев, а со способности человека выкинуть на остановке бычок или бутылку не на газон, а в урну?"

–Это очень распространенный вопрос. Я бы сказала, что он не острый, а скорее, банальный. Здесь идет подмена широкого понимания культуры культурой бытовой. В бытовой культуре у нас, действительно, проблемы в этом. А в культуре в широком смысле – совсем в другом.

–А есть у современного искусства задача воспитывать человека?

–Нет, у современного искусства, как и у любого другого, вообще нет задачи воспитывать. Воспитание – это уже вопрос интерпретации искусства, вопрос диалога с искусством. Оно может давать какие-то ответы. От того, сможет ли человек воспринять этот диалог, зависит то, как он к этому искусству отнесется. Воспитается ли он средствами этого искусства.

–Николай Зудилин, улица Рождественская: "Город просто разрисован граффити. Когда это картины, как на Сормовском повороте или напротив Высшей школы экономики, еще неплохо, но большинство составляет просто разные надписи. Неужели вы готовы признать искусством эти творения?"

–Мне кажется, что в самом вопросе уже содержится ответ. Всякая селедка – рыба, но не каждая рыба – селедка. Так же и с граффити: бывает то, которое является искусством (их не так много), бывает некая субкультурная и часто протестная деятельность, которая выражается в этих надписях. Это уже не из разряда искусства – это из разряда социальных проблем.

–Насколько я знаю, граффити становятся частью современных выставок и экспозиций. Это правда?

–Да. Буквально на днях в нашем выставочном зале закрылась выставка "Crosspoint". Это первый, но удачный опыт выхода уличного искусства в легальное выставочное пространство. Художники объединились в пять команд и сделали свои большие инсталляции, отвечающие на сложные вопросы нашей жизни. Чрезвычайно любопытно. Я очень надеюсь, что из этих 30 художников появятся те, которые профессионально займутся искусством.

–Екатерина, студентка ННГАСУ: "Уже скоро лето, мертвый сезон, у всех каникулы. Ни на интересное кино сходить, ни на выставку, ни в филармонию. Почему в Нижнем не проводят летних больших фестивалей?"

–Я думаю, что такие фестивали бывают. Начало этому дают те летние события, которые будут в Арсенале в Кремле. Там еще идет стройка, мы ее еще не закончили и не начали жить полноценной художественной жизнью... Но события будут точно. Вы, наверное, знаете, что в России сейчас проходит год культуры Франции. Этот год перекрестных культур нас тоже, конечно, касается. 18 мая мы открываем очень любопытную выставку современного французского видео-арта. В Арсенале – андеграунде, в том подвальном пространстве, которое в прошлом году уже работало как выставочное. Кроме того, в конце мая мы очень надеемся, что в Нижний приедет мегазвезда французского искусства, художник Клод Левек, который согласился сделать в арсенале специально отдельную световую инсталляцию.

–Это будет событием в жизни города?

–Это будет, безусловно, событием. Мне очень хочется, чтобы масштаб его был в Нижнем почувствован. Клод Левек – художник, который представлял Францию на последней венецианской биеннале. Кстати, нижегородские художники – группа "ПрофМЫЗА" – тоже в свое время представляли Россию на той же венецианской биеннале, только в другом году. Выставка Левека будет работать с конца мая – начала июня, а затем в середине июля будет очень любопытное событие (мы даже определили точную дату – 18 июля) – мы откроем экспозицию под названием "Genius Loci", что в переводе с латыни значит "гений места, дух места". Эта экспозиция будет в Пороховой башне Нижегородского Кремля, в которой еще никогда не бывали нижегородцы.

Совместно с историко-архитектурным музеем-заповедником мы покажем те археологические предметы, которые были в Арсенале откопаны, в том числе, осмысленные через современное искусство.

–Мне кажется, у Екатерины очень насыщенная программа может получиться в этом году.

–Я думаю, если она зайдет на сайт www.ncca.ru, то узнает там еще больше интересного, и милости просим на наши события.

–Вопрос от читателей газеты "Аргументы и факты - Нижний Новгород". Алевтина Спиридоновна Садова: "У многих людей голый Шариков на сцене, видео-арт и елки, украшенные галстуками, вызывают не просто недоумение, а негодование. В середине апреля вручили награды в области современного искусства: одна за каток из хозяйственного мыла, другая - за видео прыгающих с пирса подростков. Почему сегодня всякая мишура называется современным искусством?"

Назывались они не сразу… И это не мишура. Предшествует ему долгая и серьезная работа экспертов. Дело в том, что сложно судить о современном искусстве с наскока, судить по своим собственным впечатлениям, которые не лежат на какой-то серьезной базе: научной, не прочитаны книги об этом, не задан вопрос, не попытались найти ответы на этот вопрос…

–То есть, не каждый дорос до современного искусства, получается?

–Безусловно. Это искусство обращается к тем, что считывает его язык. Кстати, это легко делает молодежь, даже без какой-то глубокой специальной подготовки, потому что визуальный язык молодых людей, общающихся с экраном постоянно, адекватен, более понятен. Я думаю, что очень важно непредвзято отнестись к современному искусству, задаться вопросом, что это такое, и начать хотя бы с Малевича.

–Есть мнение, что своим личным успехом женщина, прежде всего, обязана таланту актрисы. А какая актриса скрывается в вас?

–Я не знаю, какая – не мне судить. Но думаю, что доля истины в этом суждении есть, потому что вот вы вспомнили, что я когда-то водила экскурсии – много (сейчас уже меньше и, в основном, по стройке). Но когда экскурсовод ведет экскурсию, он немножко играет, ведь он повторяет один и тот же текст в который раз для разной аудитории и по-разному. Это одно из необходимых качеств нашей профессии.

–А какова ваша формула успеха?

–Формула очень простая: не нужно бояться больших проектов, но помнить нужно о том, что большие проекты делаются из мелких неприятностей.

Авторская программа Романа Скуднякова «Без галстука» выходит в эфире телекомпании "Волга" по пятницам в 22.00, повтор программы по субботам в 12.35. Все самое интересное из программы «Без галстука» - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по пятницам в 22.00, на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по воскресеньям в 12.05 и на радио "Шансон" по воскресеньям в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

 

Поделиться: