Последние интервью
Последние новости рубрики Политика
Политика

Александр Котюсов: "Партия "Правое дело" сохраняется как политический продукт на продажу"

12 мая 2010 16:40  [5870] Политика
Александр Котюсов

Александр Котюсов

НИА "Нижний Новгород" - Ирина Отмахова

Президент Группы компаний "ПИР", член партии "Правое дело", бывший депутат Государственной Думы от "Союза правых сил" Александр Котюсов в интервью НИА "Нижний Новгород" дает оценку развитию и современному состоянию правого движения в России и в Нижегородской области.

–Недавно один из лидеров НРО "Правое дело" Андрей Чертков перешел в "Единую Россию" и возглавил Приокское отделение партии. Ваше отношение к этому переходу.

–В факте выхода Черткова из "Правого дела" и его вступления в "Единую Россию" много лжи. Андрей был не просто рядовым членом "Правого дела". Он был членом регионального политсовета, членом президиума, лично занимался регистрацией отделения. По сути, Чертков являлся вторым лицом в отделении после Лабузы. В апреле, даже до фактического назначения Андрея и.о. главы администрации Приокского района, на сайте партии было опубликовано восторженное поздравление Черткову как однопартийцу от имени Лабузы. Уже через пару дней, после подписания распоряжения главы города в поздравление внесли коррективы, появилась фраза, что однопартиец он все же бывший и якобы вышел из партии в феврале. Но когда Чертков заявил, что он покинул "Правое дело" в конце прошлого года, поздравление с сайта убрали вообще. В общем путаница, мягко говоря.

Сразу возникает вопрос: как же он вышел из "Правого дела", если и зимой, и весной принимал участие во всех мероприятиях как член регионального политсовета, а его фотографию под логотипом "Правого Дела" можно было видеть на билборде в Нижнем Новгороде рядом с фото Лабузы?

Но на этом ложь не заканчивается. Еще через пару недель Черткова назначают руководителем координационного совета партии "Единая Россия" по Приокскому району. Очевидно, что он к этому времени уже должен был стать членом этой партии. Не будут же назначать беспартийного. Но чтобы вступить в "Единую Россию", надо шесть месяцев официально числиться в ее сторонниках. Это там правила такие, чтобы случайных людей отсеять. Тогда по логике вещей Чертков должен был выйти из "Правого дела" в сентябре-октябре.

Но другой вопрос возникает – он что, одновременно был и сторонником "Единой России", и членом "Правого дела"? А может быть, он и не вступал никогда в "Правое дело"? По информации из "Единой России", Андрей Чертков вообще уже много лет является членом этой партии. Он там числится в базе членов партии давным давно. А раз так, возникает вопрос, куда смотрел руководитель отделения Денис Лабуза. Знал ли он реальную ситуацию? Может быть, знал, но преднамеренно скрывал и от регионального отделения, и от федерального руководства?

В общем, куда ни посмотри, всюду обман. Я не хотел бы брать на себя функции судьи и лично отвечать на все вопросы. Я считаю, что это должен сделать представитель федерального исполкома партии. С этой целью я написал письмо сопредседателям "Правого дела" и председателю исполкома с просьбой разобраться в ситуации, дать оценку происходящему и проверить базу данных членов "Правого дела" в Нижнем Новгороде – все ли так честно, как рапортуют из регионального отделения. Не увидим ли мы накануне выборов в городскую Думу массового перемещения членов "Правого дела" в "Единую Россию"?!

А вообще вся эта история крайне неприятна. Смеются же все. Из нашего нижегородского отделения руководители все время бегут – Лихачев ушел в "Единую Россию", Осипенко публично вышел из списка в разгар выборов и был исключен из партии, теперь вот Чертков. Все используют партию в личных целях. Рейтинг партии и так нулевой. Хорошо, что минусовых рейтингов еще не придумали. А то бы мы его получили в Нижнем.

–Действительно, результаты проведенных недавно в Нижнем Новгороде опросов общественного мнения показали дальнейшее падение рейтинга партии "Правое дело". Сегодня за партию проголосовало бы всего 0,4% избирателей. В чем причины столь низкого рейтинга?

–Данные опросов вполне закономерны и отражают, к сожалению, реальную действительность в Нижнем Новгороде и области. Приходится признавать, что сегодня на своей собственной родине у партии минимальный за всю историю существования рейтинг, если говорить о "Правом деле", как о приемнике "Союза правых сил". Ведь тогда, в конце девяностых, СПС в Нижнем Новгороде набирал рекордные для страны 15-20%. А сегодня?! За нас бы проголосовало 0,4% населения!!! С 15 – до 0,4. Хроника пикирующего бомбардировщика. Хуже, как говорится, некуда.

Подобный рейтинг - прямое доказательство недальновидной политики руководства регионального отделения. "Правое дело" в Нижнем рассматривается как личный пиар-проект ее руководителя, целью которого является реализация собственных амбиций и продвижения, что не имеет ничего общего с правой идеей. В региональном отделении не приемлема критика и инакомыслие. "Правое дело" в Нижнем не смогло объединить всех разумных и трезвомыслящих людей с правыми взглядами. Отделение превратилось в закрытый семейный клан. Но нижегородцев не обманешь. Отсюда и столь низкие показатели.

Мне крайне больно видеть то, что происходит в отделении. Удивительно, что члены регионального политсовета, умные и трезвомыслящие люди, не видят ошибок, совершаемых Денисом Лабузой, или просто не хотят их видеть.

–А как обстоят дела у партии сегодня в России, в других регионах? Лучше ли ситуация там?

–Конечно, было бы несправедливо отделять "Правое дело" в Нижнем Новгороде от всей партии в целом. Увы, положение в партии незавидно по всей стране. Посмотрите на статистику. Прошедшие в марте выборы в ряде регионов России продемонстрировали крайне низкий уровень доверия избирателей к партии. Там, где проходили выборы в региональные законодательные собрания, "Правое дело" не набирало и полутора процентов.

В 1999 году предшественник "Правого дела" – "Союз правых сил" – победоносно ворвался в политическое пространство России. Партия набрала более 8%. Уже в 2003-м за нас проголосовало лишь 4% избирателей. В 2007 – чуть более 1%. Думаю, если продолжать в том же духе, всех избирателей, которые отдадут нам свои голоса в 2011 году, можно будет знать поименно. В 1999 году у нас была фракция в Государственной Думе в составе 32-х человек. А сегодня на всю Россию, во всех региональных парламентах депутатами являются только 17 человек, т.е. один депутат от "Правого дела" на пять регионов. Только в Законодательном собрании Нижегородской области в 2002 году было пять депутатов - членов СПС. Сегодня – никого. Не трагедия ли это для партии?

Что же будет этой осенью, когда пройдут выборы почти во всех регионах, не говоря уже о 2011-м? У меня возникают очень "левые" мысли, за которые, думаю, некоторые захотят исключить меня из "Правого дела": мы превращаемся в политических мышей, и требуются кардинальные преобразования, чтобы снова заслужить уважение избирателей.

–Но объединение трех партий, которое состоялось больше года назад, и было по замыслу тем самым кардинальным преобразованием. Как Вы оцениваете результаты этого слияния по прошествии времени?

–Сейчас очевидно, что проект по слиянию СПС, "Гражданской силы" и Демократической партии России не удался. "Правое дело" не стало партией миллионов. Причин тому множество. Одна из них – невнятное позиционирование на политической карте страны. Оппозиция мы или не оппозиция? Давайте уж скажем честно, не будем народ обманывать – нет, не оппозиция. Ведь по любому мало-мальски важному вопросу наши федеральные партийные лидеры ходят советоваться в Кремль или, как говорят в Москве, "за зубцы", имея ввиду конфигурацию кремлевских стен. Просто об этом неизвестно широкой общественности.

Вторая причина – несовершенство программы партии, неясность посыла, который мы несем обществу, непонимание нами самими основных наших целей и задач. Несколько дней назад в Москве прошло совещание депутатов представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления от партии "Правое дело". Из уст лидеров партии прозвучали удивительные слова. Оказывается, главная задача партии сегодня – дожить до декабря 2011 года. Это на сайте партии опубликовано, я не сам придумал! А мне помнится, что еще пару лет назад мы ставили главной задачей получение на выборах 15%, выдвижение своего кандидата в Президенты, оказание поддержки бизнесу, в первую очередь малому, влияние на экономическую политику Правительства…

Кстати, о бизнесе. За последние годы мы много говорили о "Правом деле" как о партии предпринимателей и о нашем желании решать их проблемы. Но вот тихо и незаметно из сопредседателей партии все-таки ушел Борис Титов, лидер "Деловой России". Долго колебался, как барышня: то уйду, то вернусь, но вроде ушел. Во всяком случае, фамилия его из списка сопредседателей, размещенного на сайте "Правого дела", исчезла, ссылку на его собственный сайт убрали от греха подальше. Судя по прессе, он теперь от имени "Деловой России", а, значит, от тех самых предпринимателей ведет переговоры с "Единой Россией" о сотрудничестве, в том числе и об участии в выборах. А это значит, что многих серьезных представителей бизнеса в текущем и следующем годах мы увидим не в списках "Правого дела", а в списках "Единой России". Чести такие прыжки, конечно, не делают, но речь о другом – в "Правое дело" бизнес не поверил!

–Существует ли выход из создавшейся ситуации? Что делать, чтобы сохранить партию? Ведь потенциально у правых по многочисленным опросам есть около 15% потенциальных избирателей.

–Сейчас все в руководстве "Правого дела" верят, что в процесс вмешается Президент. Надеются, что он придет и чуть ли не возглавит партию, подняв ее рейтинг до небывалых высот. Мол, у Путина есть своя партия, у Миронова - своя, а у Медведева пока нет. А ему вроде тоже не мешало бы обзавестись. Но что-то у меня есть по этому поводу большие сомнения. Зачем Медведеву партия с рейтингом в районе статистической погрешности?! Ну только, если он захочет заняться политической благотворительностью. Что вряд ли. Да и потом, он один раз уже вмешался, не без его поддержки произошло слияние трех правых партий в 2008 году. Второй раз в ту же воду вступать ему, думаю, не захочется.

С моей точки зрения одной из главных, хотя, конечно же, не единственной, причин стремительного падения рейтинга партии является проблема лидерства. У политической партии лидер должен быть известным, умным, харизматичным, в него должны верить избиратели и уважать оппоненты. Он обязан уметь привлечь финансы и повести за собой людей. Посмотрите, какие лидеры были у "Союза правых сил": Сергей Кириенко, Борис Немцов, Егор Гайдар, Анатолий Чубайс, Ирина Хакамада. Каждый из них уже вошел в учебники современной политической истории наравне с Жириновским и Зюгановым. У каждого огромный опыт административной и политической работы. Даже Никита Белых, которому партия досталась в полуразрушенном после поражения состоянии, стал человеком федерального масштаба, что и подтвердило последующее его назначение губернатором.

Сегодня приходится констатировать, что нынешние сопредседатели партии, при всем к ним уважении, подлинными лидерами не являются, нет в них необходимых для лидеров федеральной политической партии качеств. Они умные и энергичные люди. Но этого мало. Не готовы за ними пойти миллионы избирателей. Не могут они привлечь необходимые для выборов средства, не относится к ним с должным уважением власть "за зубцами".

В этом году – летом или осенью – состоится съезд партии. Главный вопрос – проблема руководителя. Если сохранится институт трех сопредседателей, то с моей точки зрения, это путь в никуда. Снова будет склока. Если председатель будет один и это будет Бовт или Гозман, будущего у партии я также не вижу. Еще раз, отмечу, здесь нет ничего личного. Просто я считаю, что лидером партии должен быть новый, но известный на всю страну человек, имеющий уважение и поддержку бизнеса и способный на равных, это ключевое слово – на равных, общаться с властью. На мой взгляд, он должен иметь опыт руководящей работы в крупном бизнесе и государственных структурах. Ну и конечно, это должен быть человек с правым мышлением. Наша задача – определить круг таких людей сегодня и обратиться к ним с просьбой возглавить партию. Да, именно обратиться и пригласить. Собственно ничего нового я не придумал. По этому пути пошли наши далекие предки, пригласив на княжение в Великий Новгород Рюриков. Получилось, по-моему, неплохо.

–А кого бы Вы видели федеральным лидером "Правого дела"?

–Найти такого человека крайне трудно. Мало кто согласится. Работа тяжелая, перспективы непонятны. Как пел Высоцкий – "настоящих буйных мало, вот и нету вожаков". Да совсем буйные и не нужны. Время Ельцина прошло, и правила изменились. Нужны более прагматичные лидеры. Думаю, такие люди, способные подхватить упавшее знамя "Правого Дела", есть. Это и тот же Сергей Кириенко, который, по моему мнению, был лучшим лидером правого движения за последнее десятилетие. Если брать людей из бизнеса, то это могут быть предприниматели уровня Прохорова, Потанина, Мордашова, Дерипаски. Я гипотетически называю эти фамилии. Честно говоря, подозреваю, что все они – члены "Единой России", и вся эта игра в правую политику им не нужна, у каждого своя работа. Но поиск таких людей должен вестись самой партией. А вообще, заметьте, за последние годы круг известных харизматичных политиков и предпринимателей заметно сузился, а новых не появилось вообще. Почти не из кого выбирать!

–Если достойный лидер не будет предложен съезду, что делать тогда? Стоит ли сохранять партию?

–Сегодня приходится констатировать - партия "Правое дело" сохраняется как политический продукт на продажу в ожидании возможного спроса. Ведь партий в стране, прошедших регистрацию в Министерстве юстиции, всего семь!!! Это дефицитный товар. В сегодняшних условиях на создание федеральной политической партии уйдут десятки, если не сотни миллионов рублей. У "Правого дела" есть все атрибуты партии: свидетельство о регистрации, региональные отделения, штаб, телефоны, офис, люди, политтехнологи и пр. Это все стоит денег и при правильном торге в горячий избирательный год может быть продано за вполне приличные деньги. Тут еще раз хочется вспомнить слова сопредседателя партии Леонида Гозмана, сказанные им на совещании депутатов представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления от партии "Правое Дело" и опубликованные на сайте партии: главная задача – дожить до декабря 2011 года. Это означает только одно – кому-нибудь "Правое дело" понадобится для решения собственных задач и реализации политических амбиций. Вот только вопрос – причем здесь наши избиратели?!

Поделиться: